Итоги сентябрьской презентации: почему iPhone — по-прежнему торт

Традиционные осенние презентации Apple никогда никого не оставляют равнодушными. Обсуждение новинок — самая горячая тема сентября даже для относительно далёких от хай-тека людей, выходящая в том числе за пределы интернет-пространства. Ожесточенные споры хейтеров компании с её фанатами, вбросы троллей на зарплате у конкурентов и контраргументы от яблочных евангелистов — своеобразный спорт и генератор тонн разнообразного контента, в том числе мемов разной степени годности. 2018 год не стал здесь исключением, но в обычные мотивы вплелась и новая нота — смешанные эмоции обычных пользователей, которые пришли в ужас от высоченных цен на свежие Xs и Xs Max на фоне отсутствия явных инноваций и вообще значительных изменений. Все заметили уход от многолетней старой парадигмы выпуска продуктов, но как обстоят дела теперь?

Что произошло на самом деле

Суть такова: во-первых, в этом году Apple фактически закрепила полноценный двухлетний цикл обновления устройств, а не однолетний; во-вторых — пришла к логично выстроенной продуктовой линейке в нескольких ценовых категориях вместо выкатки одного-двух ультимативных решений с превращением предыдущих айфонов в тыкву (на самом деле нет, но на уровне эмоций такое ощущение возникало у многих). Как только потребитель, пребывающий в раздрае от несоответствия своих финансовых возможностей (или психологических ожиданий) и цены iPhone Xs Max на 512 гигабайт, осознает два этих факта, он немедленно обретёт душевный мир и покой. Но давайте же разберёмся предметно.

Tick-tock по-эппловски

На домашнем для Apple рынке — в США — принята модель продаж смартфонов с операторским контрактом, который заключается на два года и подразумевает ежемесячные платежи за связь и за само устройство. Поэтому компания изначально учитывала этот фактор при последовательном выпуске поколений айфонов: модели только с цифрой в названии получали обновлённый дизайн и некоторые аппаратные особенности при минимальных отличиях в производительности с предыдущей генерацией, а модели с литерой «s» — прокачанное «железо» при сохранённом дизайне. 

Для американцев, пользующихся контрактной системой, такая итеративность ничего плохого в себе не несла, но для остальных была весьма противоречивой. Все хотят получить новенький айфончик с обновлённым внешним обликом, но, с другой стороны, на следующий год выходит версия с радикально новой начинкой, и твой нынешний аппарат де-факто оказывается устаревшим, поскольку разница в аппаратном обеспечении становится кардинальной: сравним одноядерный iPhone 4 и двухъядерный 4s, 32-битный iPhone 5 и 64-битный 5s с биометрической аутентификацией, простенький на фоне тогдашних конкурентов iPhone 6 и iPhone 6s с совершенно новой процессорной архитектурой (прирост только CPU-производительности составил 80%), удвоенной «оперативкой», быстрым Touch ID 2.0, крутыми 3D Touch и Taptic Engine.

5b9cfcc7d764f234207963.png

Такой принцип обновлений, безусловно, в определенной степени стимулировал потребителей к ежегодным покупкам, но при этом и раздражал аудиторию, а заодно нивелировал важность «не-s» версий. Вдобавок, научно-технический прогресс в смартфоностроении замедляется, а цена инноваций (в первую очередь расходы на R&D и модернизацию производственных линий) продолжает быстро расти; Apple всё больше переходит на «кремниевое самообеспечение», разрабатывая самостоятельно уже SoC целиком и многие аппаратные контроллеры, — а это очень, оченьдорого (один только переход на 7-нанометровый техпроцесс без учёта обновления архитектуры обошёлся компании в сотни миллионов долларов; начальные инвестиции в производство чипов на мощностях TSMC — около 10 миллиардов долларов и т.д.).

В 2006 году корпорация Intel перешла на стратегию смены генераций процессоров по принципу «tick-tock» («тик-так»): поколение «тик» — это уменьшение техпроцесса, поколение «так» — внедрение новой микроархитектуры. Можно сказать, что схожий принцип, хоть и безымянный, применяет и Apple, — только вот теперь, начиная с 2017 года, «тик» (версии без «s») — это и смена дизайна, и внедрение нового «железа», а «так» — это оптимизация, доработка применяющихся технологий, изменения «под капотом» у аппаратной начинки. iPhone X — новый форм-фактор и новый же чип Apple A11 Bionic, iPhone Xs — тот же форм-фактор и A12 Bionic — «допиленная» версия прошлогоднего кристалла на новом техпроцессе с прокачанным нейронным блоком, но без значительных изменений в общей производительности.

Что это означает для потребителя? Всё просто: отныне новый айфон — действительно новый, а «s»-версия — просто немного улучшенный вариант, обновляться на который с прошлогодней модели незачем абсолютно никому. Подтверждение этому — последнее заявление Apple о приверженности курсу на повышение долговечности устройств и снижение необходимости их частой замены. Можно безо всяких внутренних метаний и сомнений переключаться как минимум на двухлетний цикл обновлений (выбирая только «тик» или только «так»), даже если вы не связаны контрактными обязательствами со своим оператором. Возмущение и фрустрация владельцев iPhone X («Почему я должен снова платить за Xs, если он ничем не отличается?! Развод!!») — следствие привычки к старой парадигме. Так вот, господа, пора отвыкать от этого понтово-потребительского стокгольмского синдрома. Купил новинку — два года вообще ни о чём не переживаешь, дальше — сугубо по желанию. Чем не прекрасно?

Следите за новостями Apple в нашем Telegram-канале, а также в приложении MacDigger на iOS.

Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook, Google+ или через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей из мира Apple, Microsoft и Google.

0 комментариев