Новогодние скидки от MDLavka

Вы пишете в комментариях, что хотите купить из техники Apple и мы делаем вам индивидуальное предложение, от которого сложно отказаться!

Почему Apple может проиграть

В 1996 году после ряда стратегических и производственных ошибок Apple чуть не стала банкротом. Исправил положение Стив Джобс, вернувшийся в компанию в 1997 в качестве исполнительного директора и объявивший о намерении «Майкрософта» инвестировать 150 млн долларов в пятилетний контракт на разработку пакета Office для компьютеров Apple. Джобс сократил 15 поддерживаемых на тот момент продуктовых линеек до четырех категорий: настольные компьютеры, ноутбуки для домашнего и профессионального использования.

В 1998 году он пригласил Тима Кука на должность операционного директора. Кук, который раньше работал на Compaq и IBM, должен был привести в порядок производственный аппарат компании и наладить дистрибуцию. Он начал использовать тайваньских рабочих для сборки оборудования. Под его управлением продукция компании появилась в крупных национальных торговых сетях, и именно Кук запустил первый сайт с возможностью прямых розничных продаж. Запасы оборудования теперь расходились за несколько дней вместо месяцев! В 1998 компания объявила о прибыли в 309 млн (после 1 млрд убытков в предыдущем году), что позволило Джобсу увеличить инвестиции в исследования и разработку.

В 2006 году компания перевела свои компьютеры на процессоры Intel, в результате чего выросла производительность и сократилось потребление энергии. Также появилась возможность использовать программы Windows, а это решило одну из важнейших проблем первых «Маков» — недостаток программ и приложений.

Переход к прямым розничным продажам стал еще одной революцией. Первый розничный магазин был открыт в 2001 году в Маклине, Вирджиния. Именно в розничных торговых точках множество потенциальных потребителей смогли впервые оценить продуктовую линейку компании. Среди покупателей в 2009 году половина была новичками — теми, кто раньше не пользовался «Маками». 280 магазинов в 10 странах сейчас приносят компании 16% от общей прибыли.

За рамками «Макинтоша»

В то время как для Apple было принципиально важно наладить стабильное производство компьютеров, именно запуск новых продуктов обеспечил скачкообразный рост популярности и прибыли. «Айпод» появился в 2001 году и своим минималистичным дизайном, простым интерфейсом и большим объемом памяти оставил далеко позади остальные MP3-плееры. Разрыв еще больше увеличился с запуском в апреле 2003 первого интернет-магазина, продающего легальный контент с возможностью приобретать только одну композицию за раз — iTunes Music Store. К 2010 году Apple занял 70% американского рынка проигрывателей MP3.

Во многих смыслах революционный «Айфон», представленный в 2007, не был таким уж успешным: их продали всего 6 млн штук. В 2008 появилась новая модель 3G, стоившая существенно дешевле (199 долларов против 499 за первую модель). К концу 2009 года «Айфонов» 3G удалось продать на 13 млрд долларов.

Последний громкий и очень успешный запуск «Айпада» еще больше расширил бизнес компании и увеличил количество источников прибыли.

Победитель в краткосрочной перспективе

Сейчас для Apple безусловно наступили лучшие времена. У компании самая высокая рыночная капитализация среди аналогичных бизнесов. Кажется, что инвестируя в разработку смартфонов, Apple обеспечила себе хорошую перспективу развития.

По сути Apple — компания-производитель мобильных устройств. В последнем квартале прибыль от продажи компьютеров составила 4,4 млрд долларов (ежегодный рост 31%), 1,5 млрд было получено от продажи «Айподов» (рост 4%), «Айфоны» принесли 5,3 млрд (74%) и за «Айпады» выручили 2,1 млрд из общей прибыли в 15,7 млрд долларов. Apple занимается идеальным бизнесом. 20% населения США пользуются смартфонами, а всего в мире их около 10%. В ближайшие 5 лет большая часть телефонов будет именно смартфонами, а в конечном счете обычных телефонов не останется совсем. Одного лишь роста рынка должно быть достаточно для успеха Apple в будущем.

Более того, у компании есть еще два козыря в запасе для увеличения прибыли от продажи смартфонов:

  1. Новые продавцы в тех странах, где устройство уже появилось.
  2. Продажи «Айфона» в остальных странах.

Проигравший в долгосрочной перспективе

Запустив первый «Мак» в 1984 году, Apple совершила революцию. Компьютер отличался уникальным дизайном, был простым в работе, позволял использовать мышку (впервые для массового рынка) и обладал графическим интерфейсом — все это привело к невероятному успеху. Казалось, что Apple обречена на господство на рынке компьютеров. Однако использование принципа вертикальной интеграции, вызванное желанием Стива Джобса выпускать только идеальные устройства и программы, ограничило развитие и доступность программного обеспечения.

С другой стороны, постоянное соревнование производителей PC и процессоров, разработчиков ПО под DOS, а позже под Windows, через некоторое время привело к появлению огромного количества инновационных предложений, которые не только повторяли большинство функций «Маков», но и совершенствовали их. Кроме того, такая высокая конкуренция позволила установить существенно более низкие цены. Сочетание высокой производительности, обилия программ и низкой стоимости PC в конечном счете полностью вытеснило «Макинтоши» с рынка.

И сейчас Джобс повторяет собственные ошибки.

Удобная интеграция между «Айфоном», iTunes и App Store — это без сомнения конкурентное преимущество. Гораздо проще удовлетворить запросы пользователей, если компания сама контролирует производство аппаратного и программного обеспечения. На данный момент iPhone 4 — лучший смартфон, а приложения из App Store — лучшими приложениями на рынке.ем не менее желание компании контролировать производство, поддерживать премиальный статус и такие же цены и произвольные решения о том, какие приложения попадут в App Store в конце концов cделает продукцию Apple сугубо нишевой. Не помогут даже постоянные усовершенствования и без того лучшего смартфона в мире.

Мировые продажи мобильных телефонов.

Относительно открытая платформа «Андроид», похоже, станет для «Маков» вторым Windows. Уже сейчас андроидофоны покрывают все сегменты рынка, от самых бюджетных до премиальных. Есть телефоны с клавиатурой и без, c AMOLED-экранами, огромными экранами, маленькими экранами… Существуют телефоны на любой вкус и кошелек, и выбор будет только увеличиваться. За один год доля рынка смартфонов на базе «Андроида» выросла с 1,8% до 17,2%, обойдя «Айфоны», доля рынка которых увеличилась чуть больше чем на 1% и составляет сейчас 14,2%.

Не совсем понятно, каким должно быть оптимальное количество приложений. Но вне зависимости от ответа ситуация с ними тоже будет развиваться не в пользу Apple. Возможно, топовые 30 приложений (карты, «Фейсбук», почта и какие-то игры) — это все, что имеет значение. В этом случае качество программ для «Андроидов» скоро достигнет уровня качества Apple. Если же важно количество эппсов, то логично предположить, что для открытой платформы будет появляться больше приложений. Все больше разработчиков будут в первую очередь писать программы для «Андроидов», что гарантирует им появление в магазине без необходимости проходить непредсказуемый процесс одобрения в Apple. Уже сейчас можно наблюдать подтверждение этого прогноза: количество приложений для «Андроидов» стремительно приближается к эппловскому.

Рейтинг платформ для мобильных, с которыми имеют дело разработчики.

Apple сделала еще один шаг в сторону полностью вертикальной интеграции. Теперь они производят свои собственные микросхемы, на которых уже работают «Айпад» и четвертый «Айфон». Это значит, что к необходимости соревноваться с «Гуглом», со всеми производителями телефонов и разработчиками приложений прибавилась конкуренция с ARM и ей подобными компаниями. Через несколько лет Apple имеет все шансы отстать со своими малофункциональными, по сравнению с «Андроидами», телефонами. Точно также, как «Маки» оказались низкопроизводительными (и потребляли слишком много энергии) до перехода на процессоры Intel.

Ничего из этого не произойдет в ближайшей перспективе. Рост продаж смартфонов в мире гарантирует Apple и их лучшему телефону и приложениям популярность и успех. Но даже при общем росте рынка при сохранение политики вертикальной интеграции потерь не избежать. Через 5-10 лет совсем несложно представить Apple с маленькой (но, возможно, высокодоходной) долей рынка смартфонов. Компания станет нишевым игроком на рынке, где она совершила революцию и могла бы доминировать. Похоже, история повторяется.

Следите за новостями Apple в нашем Telegram-канале, а также в приложении MacDigger на iOS.

Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook, Google+ или через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей из мира Apple, Microsoft и Google.

1 комментариев

  • I have to say that for the past few of hours i have been hooked by the amazing articles on this blog. Keep up the great work.